Сведения об образовательной организации
Советы педиатра
Ребенок пошел в детский сад – событие радостное и для родителей, и для самого малыша. Сколько нового, не виданного до сих пор он там откроет, узнает: новые лица, звуки, цвета!.. Может ли что-то омрачить эти первые дни ребенка на новом месте? Иногда – да. Процесс адаптации ребенка в детском дошкольном учреждении имеет в себе три составляющие: социальная, психологическая и медицинская. Как детский врач, помимо своей основной работы курирующий несколько садов, хочу поговорить с вами о последней – медицинской – составляющей адаптации ребенка. Основная причина беспокойства родителей – это возможные частые простудные заболевания ребенка. Как известно, в любом случае есть причина и следствие. Заранее хочу сказать: важно не то, как часто ребенок болеет ОРЗ, а то, как он болеет, как тяжело протекает каждое заболевание, имеют ли место последствия – формирование хронического очага инфекции (аденоидиты, хронические тонзиллиты, нейродермиты). Из основных причин стоит отметить такие: множество близких контактов ребятишек, каждый из которых носит в своем организме разнообразное количество микроорганизмов, которые потенциально могут вызвать заболевание. Причем сам по себе ребенок привыкает к этой «фауне», а приятель по кроватке в садиковской группе может заболеть, если ранее не встречался с такими микроорганизмами. Это одна из причин. Другая – это, как ни странно на первый взгляд, негативное отношение ребенка к детскому саду. Неприятие садика, затруднение контакта с другими детьми, избалованность, гиперопека – все это приводит к затруднению общения ребенка со сверстниками, его отрешенности в коллективе. А эта стрессовая ситуация приводит к включению «гормонов защиты» у малыша, которые быстро истощаются, приводя к дезадаптации, снижению реактивности и защищенности организма малыша, его истощению. Отсюда подверженность заболеваниям, по большей части простудным. Такая вот нехитрая цепочка. С первой причиной можно бороться повышая уровень неспецифической биологической устойчивости организма малыша – неспецифическая профилактика, закаливание (начиная с месячного возраста), рациональное разумное питание. Причем все это должно проводиться задолго до первого посещения садика. Вторая причина устраняется сложнее: здесь нужно и родителям, и воспитателям почувствовать себя в роли психологов, искать подход к ребенку, помогать настроиться на жизнь в коллективе, открывая малышу двери в мир неизведанного, но вместе с тем избегая сквозняков через эти двери.
Чтобы помочь ребенку адаптировать свой организм, обычно рекомендую «повысить влажность окружающего пространства» – это двукратная влажная уборка в квартире, обязательное проветривание, обязательные прогулки с ребенком на свежем воздухе. Главное – не делать из малыша «тепличное растение» (прошу прощение за грубоватую фразу, но называю вещи своими именами). Далее – компоты (изюм, курага, сухофрукты), не теряет актуальность отвар шиповника, витаминные чаи. Из витаминов – аскорбиновая кислота, а также антистрессовые витамины А и Е в возрастных дозировках, хотя бы тот же «Мульти-Табс Беби». Для нормализации и полноценности сна обычно рекомендую капельки «Баю-бай». Но все равно никакие витамины не заменят положительных эмоций родителей и воспитателей по отношению к малышу, переступившему порог детского сада. Улыбка и смех были, есть и будут лучшим средством профилактики от всех болезней!
Как еще можно избежать или хотя бы свести к минимуму болезни малыша в детском саду? Давайте поговорим немного о возможностях закаливания.
Для начала – ваша квартира. Привыкайте делать влажную уборку до двух раз в день, пусть это станет вашей привычкой. Свежий влажный воздух – это половина успеха в профилактики ОРЗ. Проветривайте комнаты, в идеале – открытые форточки при плюсовой температуре постоянно. Хочу отметить, что не призываю устраивать сквозняки, как и не рекомендую использовать вентиляторы – они не закаливают, а действительно подвергают простудным заболеваниям маленьких и взрослых. Ваш ребенок привык спать без одеяла? Способствуйте этому. Не одевайте его как маленького хомячка, не закутывайте во все имеющиеся маечки и футболочки. Множество одежек способствует перегреванию, потению, а все это даже при легких перепадах температуры (банальный сквозняк) приведет к срыву адаптации и возможному заболеванию. Ребенок должен сам научиться регулировать свою температуру. Как еще один вариант защиты от перепадов температур, перегревов-переохлаждений, можно посоветовать купать ребенка при открытых дверях в ванную, что не вызывает перепадов влажности: ваш малыш, вынырнув из водички, наплескавшись в ванночке, почувствует себя комфортно, никогда не замерзнет.
Есть такое понятие в клинической медицине – «хронический очаг инфекции». Это хронические гаймориты, риниты, тонзиллиты, стрептодермии и т п. А также кариозные зубы. Посему прошу родителей вовремя санировать свои очаги (то есть, мамы и папы, лечите у самих себя кариозные зубы и носоглотки обязательно!) Даже если вы сами не болеете в данный момент, но вредная бактерия «сидит» у вас в кариозных зубах или гайморовой пазухе, она вполне может спровоцировать заболевание у ребенка. Этому будет способствовать стрессовое состояние организма малыша в первые дни нахождения в садике. Если все зубы здоровы, гайморитами, тонзиллитами не болели, то все равно, хотя бы для собственного спокойствия, сдайте мазок на флору из носоглотки, и если в нем окажется не совсем миролюбивая бактерия – ликвидируйте ее. Малыш вам будет благодарен.
Советы
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:

младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

В ходе игры — игровой деятельности — происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и пр. Существенными в формировании личности становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребенка; из них выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному некоими правилами и образцами.

С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, наростание массы тела замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг. в год.

Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет - 50 см), а после 5-ти лет - 0,5 см в год.

Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.

Поскольку мышцы еще недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препатствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определенной зрелости.
«    Август 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31