Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.
К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".
К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).
Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.
К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.
К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с речью и мышлением ребёнка. Поэтому мы рекомендуем ежедневно выполнять с ребёнком следующие упражнения:
Катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, бусины.
Разминать пальцами пластилин.
Запускать пальцами мелкие волчки.
Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок - это бутончик цветка ( утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул и закрылся, спрятался).
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, в которые взрослый может просунуть свои пальцы.
Делать крепкие кулачки, которые не разожмёшь.
Двумя пальцами руки ( указательным и средним) "ходить" по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадётся, потом быстро, как будто бежит. Примечание: упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
Показывать отдельно только один палец - указательный, затем два - указательный и средний, далее три, четыре, пять.
Показывать только один большой палец отдельно.
Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
Махать в воздухе только пальцами.
Кистями рук делать "фонарики".
Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе.
Собирать все пальчики в щепотку: пальчики собрались вместе - пальчики разбежались).
Нанизывать крупные пуговицы, бусины, ширики на нитку.
Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец ( получается колечко или спираль).
Завязывать узлы на толстой верёвке, шнуре.
Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки.
Выкладывать разнообразные фигуры, рисунки, предметы с помощью пуговиц, палочек, гороха и другого бросового материала, который имеется на кухне у каждой хозяйки.
Закручивать крышки.
Заводить механические игрушки ключом.
Существует масса подобных упражнений, которые Вы, уважаемые родители, способны придумать самостоятельно. Желаем удачи!
Консультация для родителей.
Игры, развивающие и обогащающие словарь ребёнка.
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).
В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.
Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком.
Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».
Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.
Упражнения с существительными
(показывает картинки):
Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова
(«Улица», «Зима», «Вечер»).
Назови две картинки одним словом
(«Друзья», «Игра»).
(показывает игрушечного медведя):
Назови по-разному эту игрушку.
(Мишка, мишенька, мишуленька,мишуткаСкажи об игрушках сдловами, в которых слышится звук Ш. (мишутка,мишка, сынишка,малыш, мишуля).
Назови одним словом этих двух мишек
(братья, друзья, Топтыгины).
Упражнение с глаголами
Родитель:
Что умеет делать кошка?
(Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)
Что делает ветер?
(Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
А что умеет делать ветерок?
(Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
Что делает щенок?
(Спит, играет, ест, лает, ласкается).
Что умеет делать щенок?
(Спать, играть, есть, ласкаться),
Что любит делать щенок?
(Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться).
Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость?
(грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться).
Что делает щенок, когда его берут на руки?
(Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с прилагательными
Родитель:
О чём можно сказать, используя слова:круглая
(тарелка, сковородка),
круглый
(шар,мячкруглое
(зеркалокрасная
(косынка),
красное
(знамя),красный(флаг);
узкое
(место),
узкая
(лента)?
Какими словами можно сказать просолнышко?
(Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце?
(Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
Каким может быть ручеёк?
(Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).
Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве.
(Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость?
(Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнения с наречиями
Родитель:
Как мчится волк за своей добычей?
(Быстро, стремительно),
Как передвигаетсячерепаха?
(Медленно, спокойно, плавно).
Как падают листья на землю во время листопада?
(Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Как вы встречаете новогодний праздник?
(Радостно, шумно, весело).
Упражнение на подбор родственных слов
Родитель:
Какие новые слова можно образовать от слов
кот
(котик, коток,котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки),
Солнце
(солнышко, солнечно, солнечное, солнечный,солнечная)?
Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый?
(Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнение на подбор сравнений
На что похожесолнышко?
(На яблоко,мяч, шар, апельсин,цветок мать-мачехи или одуванчика).
На что похож ёжик?
(На шарик,мячик,колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).
На что похож ручеёк?
(на ленту, змейку,зеркало).
Упражнения на «зарисовку» слов
Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.
Например:
: Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?
- Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…
- Попробуй нарисовать это состояние погоды.
- Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;
- «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;
- нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.
- отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.)
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.