Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
О нас
Родительская страничка
Персональные страницы
Консультативный пункт
Советы учителя-логопеда

Причины и виды нарушений в речевом развитии детей


дошкольного возраста.


Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.


Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин.

Основные причины нарушения речевого развития:

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

-Заболевания матери во время беременности.

-Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы

-Аллергии матери.

-Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

-Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенка.

-Многообразная акушерская патология.

-Курение во время беременности, употребление алкоголя.

-Неблагоприятный возраст матери для беременности.

-Особые психические нагрузки матери в период беременности.

-Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

-Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.


Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

-Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

-Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах .

-«Двуязычие» в семье

- Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь.

-Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.


Основные виды речевых нарушений:
дислалия;
фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
общее недоразвитие речи;
заикание.


Дислалия -это нарушение звукопроизношения.

Особенности:

хороший словарный запас,

правильное построение предложений и согласование слов;

но есть дефектное произношение некоторых звуков.


Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по- разному:

звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);

звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится "горловой"; вместо с межзубный с;

звук заменяется звуком, более простым по артикуляции(л -у)

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую


Причины функциональной дислалии:

общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;

недостаточная степень развития фонематического слуха;

неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

двуязычие в семье.


Причины механической дислалии:

1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:

а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);

б) дефекты в строении челюстей:

- прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд);

- прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд);

- передний открытый прикус;

- боковой, двусторонний прикус;

- укороченная или слишком массивная уздечка языка.

2. Патологические изменения величины и формы языка.

3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

4. Атипичное строение губ.


Фонетико-фонематическое недоразвитие

-это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.


Особенности:

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

В этих случаях один и  тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка,чашка,шапка).

2.Замена одних звуков другими,

Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ("табака" вместо собака и т.п.).

3.Смешение звуков.

Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Столял стлогает дошку" вместо Столяр строгает доску.


Общее недоразвитие речи (ОНР)-

различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Причиныобщего недоразвития речи:

различные неблагоприятные воздействия :

во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз),

во время родов (родовая травма, асфиксия),

в первые годы жизни ребёнка.

Особенности:

Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.

Нарушение звукопроизношения.

Нарушение фонематического слуха.

Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании,

неверно строят предложения,

неправильно употребляют окончания.

В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

Заикание

-нарушение темпа, ритма, плавности речи,

вызванное судорогами мышц лицевого аппарата;

возникает в возрасте 2-2,5 года

Особенности:

вынужденные остановки в речи,

повторения отдельных звуков и слогов,

добавление перед отдельными словами лишних звуков(«а», «и»).


Профилактика заикания:

речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;

нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;

избегать психических и физических травм (особенно головы);

не перегружать ребенка информацией и впечатлениями;

не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;

не запугивать ребенка страшными сказками;

не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка;

Любые нарушения речи можно исправить, важно не упустить время.


Литература:

Поваляева М.А. Справочник логопеда» «Феникс , 2002 г

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М. Просвещение , 1985 г

 

 


Третий год жизни


Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем мире. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой это не получается, потребность пользования языковым материалом необходимо воспитывать. При отсутствии специальной работы дети быстро переходят к более простым словам, которыми замещают развернутые словесные ответы (там, вот идет, туда ушел, тут взял, сюда закатилась).

Родители в своей речи не должны допускать упрощенных слов (бибика, ляля вместо машина когда надо, чтобы ребенок правильно назвал тот или иной предмет или местонахождение предмета. «На окне стоит цветок. На столе Сашин рисунок, возьми его и принеси мне. Оля, ты где взяла книгу про зайчат? В шкафу я ее не видела. Наверное, ее рассматривал кто-то из детей? Ты не отобрала эту книгу, а попросила? Скажи, как ты это сделала».

Если ребенку незнакомо слово, его обязательно следует использовать в сочетании с другими знакомыми словами: «Нам подарили машину. Она называется трактор. У трактора колеса большие и маленькие. Маленькие колеса спереди, а большие сзади». После того как воспитательница познакомила детей с новой игрушкой, многократно произнесла ее название, можно дать ее детям для игры.

Формы развития речи детей остаются прежними. Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения и т. д., а также в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре. Перечень занятий по развитию речи дается в «Программе воспитания в детском саду». Наглядные средства, применяемые на занятиях, те же, что и на предыдущем возрастном этапе, но усложняется содержание занятий.

Необходимо подчеркнуть, что в своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия: при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками — рассматривание.

Организованные наблюдения за окружающим на третьем году значительно расширяются и углубляются. Рекомендуется не только наблюдать за различными транспортными средствами, но и учить детей различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, телеги, сани), показывать, из каких частей они состоят (кабина, руль, колеса, двери).

В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющиеся представления о них: детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказывают, как и что они едят.

При встрече с живыми объектами дети сначала внимательно наблюдают, эмоционально реагируют, произносят разные слова. Спустя некоторое время родитель должен сам начать руководить наблюдением. Можно предложить детям смотреть и при этом рассказывать. Например, в ходе наблюдения за кошкой рассказывать, что у кошки шерсть, она мягкая и пушистая. Хвост большой и тем же пушистый. Кошка ходит и бегает. У нее на лапах есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапами мягко, неслышно. Это потому, что на лапах подушечки. Кошка ест хлеб, мясо, молоко. Молоко лакает язычком.

При наблюдении за птичкой мама или папа (бабушка или дедушка) рассказывает, что у птички перышки, клюв острый, на лапках коготки. Когда она ходит, коготки стучат. Птичка ходит редко. Чаще она прыгает. Много летает. Когда летает, крылышки расправляет. Птичке дают зернышки. Она их клюет.

При повторных наблюдениях целесообразно активизировать речь детей. В ходе наблюдения следует задавать вопросы: как мяукает кошка (поет птичка?)? Какой хвост у птички» (у кошки)? Что на лапках у кошки (у птички)? Как ходит кошка (летает птичка)? Что ест кошка (птичка)? Как кошка пьет молоко? Как птичка клюет зернышки? Так как представления детей не являются поясными, воспитатель все время дополняет ответы» детей; а в случае затруднения сам ведет рассказ, призывая детей повторять за ним.

Наблюдения проводятся в помещении и на улице. В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей, учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство (яблоко и помидор круглые) и различия (яблоко желтое, только бок у него красный, помидор весь красный; вкус у них разный — яблоко сладкое; помидор кисловатый, его едят с солью).

Для развития речи широко используются картинки. Могут предъявляться картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии; сюжетные картинки.

Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции; устанавливать причинные связи. В результате у ребенка формируется умение не только повторять слова за взрослым, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Наиболее часто следует использовать сюжетные картинки. Занятия с ними проводятся как с целью закрепления имеющихся у детей представлений, знаний, так и для получения новых. В зависимости от этого беседы с ребёнком проводятся по-разному. В одном случае взрослый сначала подробно рассказывает о том, что изображено на картинке, и по ходу рассказа задает детям вопросы. «Смотрите, вот девочка Таня. Она кормит птичек. Что делает Таня? Птички большие и маленькие. Какие птички? Большие птички — голуби, маленькие—воробьи. Какие птички сидят на крыше? Большие. Это голуби. Какие птички сидят на дереве? Маленькие. Это воробьи». В другом случае изображение может «служить опорой для привлечения детского опыта с последующим рассказом взрослого. Детям предъявляется та же картина и предоставляется возможность отреагировать на нее. Потом взрослый говорит: Посмотрите в окно. На улице снег. Сейчас зима. Помнишь, мы ходили на прогулку? Видели птичек? Какие это были птички? Что они делали? (Летали, сидели.) Где сидели? Вы кормили их? А теперь посмотрите на картину. На этой картине тоже зима. Белый снег лежит на крыше, на ветках. Девочка Таня тепло одета: на ней шуба, шапка, валенки. Эти птички клюют зернышки, а эти сидят на дереве, на крыше».

Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или: ведет рассказ своими словами (при несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок). Позднее взрослый должен побуждать ребёнка не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь ребёнку вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к взрослому, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Важно, чтобы ребенок мог «обращаться к взрослому в любое время». Книги способствуют установлению контактов как между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. О содержании книг можно говорить и в их отсутствии. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, «стихов, а также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз. Затем повторить через небольшие интервалы — в два-три дня. В следующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнить. Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество действий, выполняемых персонажами; дается более подробное описание отдельных персонажей: описывается место действия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами.

Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за взрослым слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому надо самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.

Задания с использованием сюжетных, игрушек (разных кукол, игрушечных животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками, активизируют разнообразный словарь. Во время таких домашних игр, как правило, разыгрываются какие-нибудь сюжеты (показывается ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой), знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных, укладывание куклы, подъем после сна, купание, прогулка, лечение, приглашение в гости к кукле игрушечных животных и т. д.). При развертывании сюжетов дается много названий различных предметов (посуды, одежды), показываются действия с ними и раскрывается их назначение (из глубоких тарелок едят щи, суп, борщ, из мелких — кашу, котлеты, салат; из чашки, стакана, кружки пьют воду, чай, молоко, кофе, какао), а также закрепляются навыки, приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы поведения. По ходу выполнения действий необходимо привлекать малышей к активному участию в происходящем (расставить посуду на столе для обеда кукол Нины и Вовы; снять с Куклы Кати пальто, шапку, шарф; принести и поставить около кровати куклы Нины блюдечко для кошки).

Так же как и на предыдущем возрастном этапе, большое влияние на развитие речи оказывают умение детей манипулировать различными предметами и двигательная активность. Следует как можно больше внимания уделять рисованию, лепке, слушанию музыки, выполнению музыкально - ритмических движений, возведению элементарных построек. Для этого требуется определенная сумма знаний, умений, представление о некоторых технических приемах, соблюдение определенных правил. В результате накапливается словарь: существительные, глаголы, прилагательные, наречия; происходит усвоение грамматического строя речи. Пассивный словарь постепенно переходит в активный.

В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить(суп, компот, кофе), снять(пальто, - шапку, шарф), надеть(платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом —застегнуть, расстегнуть(пуговицу),снять, повесить(пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь компот выпила»; «Я весь суп съел».

Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные ситуации.

Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим .

Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей. На третьем году жизни ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой, материал — необходимо также дать соответствующие знания об окружающем, научить способам действий с предметами, сформировать умение выбирать эти способы, воспитать интерес к действиям, и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий.

Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно слово отдаляется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит, итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации, наконец, замещает предмет или действие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке... на поезде. Поезд едет-едет... Вдруг сломался... Ехать нельзя… И я сегодня не приеду к бабушке» и т. д.

Большое влияние на развитие игры в речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время занятий создается возможность совместных действий и сопереживания по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разнообразным поводам. Ценными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса («Как построить стол, чтобы он не упал?»; «Сделайте мне два стула»; «У меня есть стол и стул, как построить диван?»).

Если общение между родителями и ребёнком происходит регулярно, то малыш стремится привлечь к своей деятельности взрослого, начинает задавать вопросы.

Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети, мало задают вопросы взрослым. Поэтому в ходе бесед надо поставить больше вопросов, обращенных и к самим детям и к игрушкам (персонажам каких-либо сказок, рассказов). Это создаст условия для подражания, дети сами начнут задавать родителям разнообразные вопросы.

Общение со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения:не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других детей, привлекают их внимание к чему-либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности, просят совета: «Что ли мне еще дом построить?» Самое главное состоит в том, что речь ребенка, являясь средством общения, в определенной степени начинает выполнять функцию саморегуляции поведения. Речевое общение способствует установлению между детьми положительных взаимоотношений.

Для развития речи на третьем году жизни применяются разные приемы. Дошкольники все время продолжают встречаться с новыми, незнакомыми предметами, действиями. Начинают знакомиться с некоторыми явлениями, событиями. Все, с чем сталкивается ребенок,взрослыйназывает словами. Но для углубленного понимания простого называния недостаточно. Поэтому появляется необходимость давать подробные объяснения, раскрывать назначение предметов (для чего, зачем), сравнивать происходящее в данный момент с тем, что малыш видел раньше. По-прежнему сохраняется прием поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни («Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф. Саша, найди собачку большую и маленькую. Большую оставь себе, маленькую отдай Сереже»).

Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даем образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить произнести слово правильно: «Саша, скажи как следует:голубок,а не губулёк.Повтори четко: голубой (ребенок сказал гобулёй).Ты сказал моя пальчик,а надо говорить:мой пальчик».Ребенок может произнести исправленное слово несколько раз, но навязчиво принуждать его к этому не следует, необходимо соблюдать меру. В случае отказа настаивать не надо.

Существенное значение имеет прием вопросов. Сначала детей обучают понимать конкретные вопросы в одной и той же обстановке (Где стоит стол?). Потом учитывается общая ситуация (Что это лежит на диване?). Наконец, вопросы задаются без учета ситуации, с опорой на некоторые знания ребенка («Оля, кого ты видела, когда ходила гулять?»). Для активизации речи необходимо применять все те побудительные слова, которые нацеливают ребенка на высказывания:скажи, повтори, спроси, расскажи.

Важными являются приемы договаривания (взрослый читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово) и подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пересказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в употреблении какого-нибудь слова; родители вовремя помогают ему).

Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи детей.

 

Рекомендуемые книги:


1.      

 

Когда ребенок говорит первое слово

Каждая мать с нетерпением ждет, когда же, наконец, ее чадо скажет свое первое слово. И в какой-то моменткроха, наконец,произносит заветное «мама» или «папа», тогда нет предела восторгу родителей. Но теперь появляется новая задача – увеличивать количество первых слов ребенка, и дожидаться, когда он уже начнет говорить фразами. Развивать малыша, конечно, стоит, но без фанатизма. Ребенок и так постоянно осваивает огромное количество информации.

Во сколько месяцев ребенок произносит первые слова

Овладение речью – процесс очень индивидуальный для каждого малыша. Но все же можно выделить основные периоды формирования речи. Уже в первые два месяца кроха издает звуки, по которым можно определить его состояние и настроение. Любая мать знает, что даже плачи могут различаться: у криков младенца разная тональность, по которой можно понять, голоден ли он, или его что-то беспокоит, либо он элементарно просит внимания к себе, а могут быть и звуки удовольствия.

В период от полутора до трех месяцев дети начинают агукать, то есть произносят отдельные слоги или звуки, реагируют и на речь взрослого, откликаясь гулением.Детскийлепет характерен для четырех- пятимесячных малышей. Они уже произносят звуки и слоги, очень напоминающие слова, но пока сливающиеся, нечленораздельные. А вот к восьми месяцам (и уже ближе к году) детки начинают говорить первые слова на основе звукоподражания. Обычно это слова из одинаковых слогов: мама, папа, баба, ляля, дядя и др. Причем необязательно, что первым словом станет «мама», что удобнее будет для произношения, то ребенок и скажет. Часто одним словом дети потом называют многие предметы, например, «мамой» могут именовать всех взрослых. Это происходит до тех пор, пока ребенок не поймет, что разные объекты имеют свое наименование. В возрасте одного года в речевом запасе малыша порядка 5-8 легких слов.

После года (приблизительно к 1,5 годам) ребенок начинает строить простейшие фразы, состоящие из односложных слов, например «дай пить», «хочу пить» и т.д. Надо сказать, что у девочек речевое развитие идет быстрее. И, тем не менее, к трем-четырем годам ребенок уже должен говорить фразами. Если этого до сих пор не происходит - повод обратиться к логопеду и неврологу.

Чтобы ребенок легче овладевал речью, маме следует называть предметы и комментировать любые свои действия, в том числе и действия ребенка. Очень удобно показывать действие и называть глаголы, обозначающие его. Например, вы говорите «сядь», при этом сами садитесь, или говорите "ползи", показывая, и ребенок будет повторять за вами. Очень хорошо идет запоминание слов в игровой форме. То есть восьмимесячный ребенок с удовольствием играет в ладушки, и если вы ему предложите показать, как играть в ладушки, он вам продемонстрирует. Хороши в этом плане потешки: «гули прилетели, на головку сели» - малыш показывает на свою головку.

Взрослым нужно больше комментировать и побуждать к действию. Эффективно идет и запоминание наименований различных предметов, используемых в обиходе, а также игрушек, если предлагая ребенку поиграть, вы регулярно проговариваете название той или иной игрушки. Мозг ребенка постоянно впитывает новую информацию, даже если вам кажется, что процесс познавания застопорился, знайте, что это не так. Настанет момент и ребенок выдаст вам свои новые знания в словесной форме.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«    Август 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
29.07.2016. «Уважая правила движения, к Гене мы идём на День рождения»

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 6 до 14 ...

15.07.2016 г. «Лето красное, для ребят время прекрасное»

Лето в самом разгаре. Время в детском  

13.07.2016г. Образовательный маршрут «Детский сад – сквер Н.И.Пирогова»



08.07.2016 Веселое путешествие в праздничный день

.

04.07.2016 Шашечный турнир «Белая дамка»

   1 июля 2016 года на территории МБДОУ « Детский сад №143» г. Чебоксары прошел шашечный турнир среди воспитанников и родителей трех детских садов: МБДОУ « Детский сад №143», МБДОУ ...